Сочинение

Одним из письменных экзаменов при поступлении в МарГУ является сочинение.
Как правило, на вступительном экзамене по русскому языку и литературе предлагаются четыре темы:
1) по отечественной литературе первой половины ХIХ века,
2) по отечественной литературе второй половины ХIХ века,
3) по литературе ХХ века,
4) "свободная" тема.
На проведение экзамена отводится четыре часа. Использование источников и словарей на экзамене не допусается.
Успешно написать экзаменационное сочинение - значит не только показать знание историко-литературного материала, художественного произведения, но и проявить свои способности думать, чувствовать, сопоставлять, анализировать, показать достаточный уровень эстетического развития, нравственной зрелости.

Oсновные требования, предъявляемые к сочинению

Соответствие теме.
Работа начинается с ее выбора. Поступающий должен тщательно продумать формулировку темы, осмыслить содержание каждого понятия, входящего в заглавие, выяснить круг вопросов, которые следует осветить.

Содержательность и лаконичность, глубина и полнота раскрытия темы.
Это требование должно соблюдаться в самых разных по характеру письменных работах. Разумеется, за четыре часа, отводимых в вузе на экзамен по русскому языку и литературе, невозможно дать подобный анализ того или иного литературного явления, поэтому необходимо выбрать важные ситуации, в которых личность героя проявляется наиболее полно, раскрыть сущность явлений, событий, эпизодов.
Содержательность сочинения достигается прежде всего глубоким анализом его идейно-художественного своеобразия, умением оперировать литературоведческими понятиями, использовать литературную критику, исторические свидетельства и факты. Содержательность письменной работы определяется и тем, в какой степени пишущий сумел понять и оценить место анализируемого художественного произведения в литературном процессе, как ему удалось связать образы героев с особенностями метода писателя и той конкретно-исторической среды, в которой действуют литературные герои.

Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения.
Сочинение должен быть целенаправленным, пронизанным главной мыслью, которой подчиняются все остальные суждения. Работа без основного тезиса и необходимых доказательств превращается в изложение случайно сохранившихся в памяти отрывочных сведений о том или ином герое или событии.
Главная мысль и составляет идею сочинения. Она станет более убедительной, если абитуриент выскажет свою точку зрения.
Аргументированность суждений позволит четко раскрыть центральную идею сочинения, ответить на главный вопрос, сформулированный в заглавии. Каждое принципиальное утверждение и выдвинутое положение пишущего должно быть подкреплено ссылкой на художественное произведение, критическую статью, исторический источник.

План и логичность, последовательность изложения.
От хорошо составленного плана зависят глубина и содержательность сочинения. Каждое новое положение, выдвигаемое автором сочинения, должно быть следствием предыдущего, закономерно и естественно вытекать из него.
Сочинение, написанное по четкому плану, отличает стройная композиция, соразмерность частей, целостность изложения. Выводы и обобщения при этом закономерно вытекают из вышеизложенного, являются логическим следствием рассуждений, то есть композиция полностью подчиняется раскрытию темы: в работе не должно быть отклонений от основной темы, резких скачков в переходах от одного положения к другому, от одной части к другой, излишних повторений, ненужного возврата к уже выясненному и т.д.
При этом следует отметить, что за отсутствие плана отметка не снижается, в чистовой вариант сочинения план переносить не следует.

Самостоятельность мышления.
В сочинении должно быть отражено собственное "я" абитуриента, его мнение, знание прочитанного и способность квалифицированно анализировать произведение. Надо уметь передать свое впечатление о творчестве писателя, о содержании книги, эпизода, ситуации, выразить собственный взгляд на поступки героя, его характер, судьбу. Сочинение не должно сводиться к пересказу текста, механическому повторению мыслей и суждений, высказанных в учебных пособиях.
Самостоятельность рассуждений - неотъемлемая черта сочинения, однако от абитуриента не требуется, чтобы он в экзаменационной работе совершал научные открытия, он должен уметь судить самостоятельно о произведении с позиций истин, уже известных в литературоведении, и излагать эти суждения своими словами, так, как он их понимает и оценивает. Сочинение всегда предполагает творческий подход к теме, даже если она традиционна. Степень самостоятельности в освещении темы позволяет судить об уровне эстетического и нравственного развития экзаменующегося.

Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования.
Сочинение должна отличать самостоятельность слога (совокупность определенных языковых средств), который обусловливается жанром работы, собственным отношением автора к тому, о чем он пишет, уровнем общего и речевого развития поступающего и др.
Независимо от жанра, типа письменной работы, индивидуальной манеры повествования, следует помнить об общих требованиях к сочинению:
- ясность и чистота языка (грамматическая правильность речи, соответствие литературным нормам);
- точность и краткость (подбор слов, передающих именно те мысли, которые пишущий хотел выразить; отсутствие в предложении лишних слов);
- простота и красота (доступность для понимания, совершенство речи, искренность, отсутствие вычурных слов и оборотов, ложного пафоса, стандартных выражений, словесных штампов, канцеляризмов и др.)

Смысловая точность эпиграфов и цитат.
Удачно найденный эпиграф отвечает содержанию сочинения в целом, это ключ к пониманию произведения или всего творчества писателя. Эпиграфом может стать краткий и выразительный отрывок из художественного произведения или литературно-критической статьи, стихотворная строка, пословица, поговорка, афоризм, выражающие основную мысль сочинения. Эпиграф пишется после заглавия, с правой стороны, и обычно в кавычки не заключается, а ссылки на источник даются без скобок. Эпиграф к сочинению не обязателен, но желателен, так как украшает работу, обогащает ее.
Высказанная мысль, выдвинутое положение, наблюдение, утверждение, тезис пишущего подкрепляются цитатами. Назначение цитаты - пояснить или подтвердить сказанное в сочинении, но не повторять его.

Достоверность в освещении литературных и исторических фактов.
Поверхностное знание произведения, творчества писателя, особенностей эпохи может привести к смешению понятий и представлений, к путанице в использовании литературоведческих терминов, неточной хронологии, другим фактическим ошибкам.

Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка.

Существуют различные типы сочинений по проблемно-тематическому принципу: характеристика, литературно-критическое сочинение, сочинение на свободную тему и т.д.

Сочинение-характеристика


Характеристика - один из распространенных видов работы. Тема сочинения-характеристики может быть сформулирована по-разному:

Характеристика одного литературного героя:
Почему И.С.Тургенев назвал Базарова "трагическим лицом"?
Образ автора в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин".
Петр I в истории и в романе А.Н.Толстого.
Сравнительная характеристика двух героев (по материалам одного или нескольких произведений):
Честь в понимании Печорина и Грушницкого (по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени").
Тихон Щербатый и Платон Каратаев как выразители духовной сущности русского национального характера в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".
Автор и герой (по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени").
Характеристика группы литературных героев:
Кого и почему можно считать жертвами "темного царства" в пьесе А.Н.Островского "Гроза".
Женские образы в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".
Герои произведений М.А.Булгакова.
Обобщающая характеристика литературного типа (по ряду произведений):
Эволюция образа "лишнего человека" в русской литературе ХIХ века.
Трагедия "маленького человека" в изображении русских писателей.
Женский идеал в произведениях русских писателей.

Литературно-критическое сочинение


Литературно-критическое сочинение требует разбора идейно-художественного своеобразия произведения, основных элементов его содержания (темы, идеи, художественных образов, конфликта и др.) и формы (жанра, сюжета, композиции, лирических отступлений, портрета, языка персонажей и автора, пейзажа, деталей, изобразительно-выразительных средств и др.).
Абитуриент должен показать не только отличное знание текста анализируемого произведения, но и уметь владеть теоретико-литературоведческими понятиями, навыками их применения в процессе анализа.

Возможны следующие формулировки:
Анализ определенной темы в творчестве писателя (поэта):
"Футлярная" жизнь в рассказах А.П.Чехова.
Мечта о героическом и прекрасном в ранних произведениях М.Горького.
Петербург в изображении Ф.М.Достоевского.
Сочинения по проблемам содержания, формы литературного произведения:
Жанровое и композиционное своеобразие поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
Мастерство Толстого-психолога в романе "Война и мир".
Роль предметно-бытовой детали в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души".
Сочинение по проблеме отражения исторических событий в литературном произведении:
Страницы истории России в произведениях А.С.Пушкина.
Отечественная война 1812 года как война народная (по роману-эпопее Л.Н.Толстого "Война и мир").
Великая Отечественная война глазами современного писателя.

Сочинение на свободную тему


К сочинениям на "свободную" тему можно отнести сочинения о нравственных проблемах, межнациональных отношениях, об исторической памяти, экологии, любви, о жизненных идеалах, выборе профессии и т.д. При этом желательно использование наряду с личными наблюдениями материалов литературно-художественных журналов и газет, произведений современных писателей и др.

Возможны следующие формулировки:
Отцы и дети в современной жизни и литературе.
"От войны войны не ищут" (Б.Окуджава).
"Помнить - значит предвидеть" (В.Гюго).
"Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное..." (А.И.Герцен).

Примерные темы сочинений

1. Проблема чести, долга и человеческого достоинства в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
2. Система "двойников" Раскольникова как художественное выражение критики индивидуалистического бунта (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание").
3. "Поэт в России больше, чем поэт" (гражданские мотивы в современной поэзии).
4. "Самая горькая истина лучше самого приятного заблуждения" (В.Г.Белинский).

1. "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова как психологический роман.
2. Проблема человеческого счастья в произведениях А.П.Чехова.
3. Личность и эпоха в литературе русского зарубежья.
4. "В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная" (Д.С.Лихачев).

1. Судьба поэта-пророка в России (на примере лирики А.С. Пушкина и
М.Ю. Лермонтова).
2. Исторические взгляды Л.Н. Толстого и их отражение в романе "Война и мир".
3. Герой гражданской войны глазами современника.
4. "Все минется, одна правда останется" (Ф.М. Достоевский).

1.Татьяна Ларина и Маша Миронова.
2. Будущее и настоящее России в поэме Гоголя "Мертвые души".
3. "Он весь - дитя добра и света" (Об А.А.Блоке и его творчестве).
4. "Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нем раздолье..." (К.Бальмонт).

1. Пути, которые не выбирал Обломов (по роману И.А.Гончарова "Обломов").
2. Нравы и быт русского купечества в пьесах Н.А.Осторовского.
3. Идеал Человека в понимании М.Горького.
4. "Самая большая ценность - жизнь" (Д.С.Лихачев).

1. "Евгений Онегин" А.С.Пушкина - роман о любви.
2. В поисках смысла жизни (по роману Л.Н.Толстого "Война и мир").
3. В.В.Маяковский в оценке современного читателя.
4. "Родная земля - самое великолепное, что нам дано в жизни" (К.Г.Паустовский).

Назад